Название: Роль и место банковских карт в системе безналичных расчетов России (на примере ОАО Сбербанк России)
Дата написания: 2015
Количество страниц: 88
Цена: 2500 руб.
Описание:
Общий объем работы - 88 страниц
Выдержаны поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее 20 мм, нижнее - 20 мм.
Шрифт - Times New Roman
Текст набран в редакторе Microsoft Word
Размер шрифта - 14
Интервал - 1,5
Количество таблиц – 31
Количество рисунков – 12
Работа содержит сноски, исходя из которых, и составлен список использованной литературы
Список использованной литературы - 38 источников
В стоимость работы включены доклад, раздаточный материал, презентация, комплект приложений
Более подробную информацию о работе Вы можете узнать, связавшись с нами:
(4852) 21-70-64
(4852) 93-48-75
+7-902-333-48-75
firma-otlichnic@yandex.ru
www.otlichnic.ru
icq: 610 863 614
или оставив запрос на сайте
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
1.1. Понятие, сущность и классификация банковских карт
1.2. Технология безналичных расчетов на основе банковских карт
1.3. Роль банковских карт в системе безналичных расчетов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.1. Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»33
2.2. Механизм осуществления расчетов банковскими картами в ОАО «Сбербанк России»
2.3. Анализ деятельности работы с банковскими картами в ОАО «Сбербанк России»
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ В ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
3.1. Проблемы и перспективы развития видов услуг с использованием банковских карт
3.2. Возможные направления дальнейшего продвижения ОАО «Сбербанк России»
на рынке банковских карт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Попытки потеснить наличные деньги из обращения с помощью различных платежных инструментов имеют длительную историю, однако только в конце ХХ в. развитие международных платежных систем на базе пластиковых карточек заставило специалистов всерьез говорить о том, что наличные деньги «уходят». Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использование пластиковых карт.
В Российской Федерации количество банков, эмитирующих пластиковые карты различных отечественных и международных платежных, систем увеличивается. Расширяется сеть торговых предприятий, реализующих свои товары с использованием пластиковых карт, банки активно внедряют в сферу своих услуг выдачу наличных денежных средств по пластиковым картам через банкоматы и в обменных пунктах, растут объемы операций по картам.
Одно из важнейших мест в сфере безналичного денежного обращения занимают пластиковые карты.
Распространение расчетов с использованием банковских карт известных платежных систем (Visa, Master Card и др.) идет в нашей стране чрезвычайно быстро, вслед за стремительным развитием банковских технологий. Банковские карты удобны для осуществления платежей как внутри страны, так и за границей – отпадает необходимость иметь при себе соответствующие суммы денег. Также банковские карты применяются при так называемых «зарплатных проектах», по условиям которых работодатель, имеющий счет в банке, заключает дополнительный договор по перечислению заработной платы и иных выплат на счета физических лиц – сотрудников предприятий и организаций. В ст. 136 трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность перечисления заработной платы на счета в банке, указанные работником, на условиях трудового или коллективного договора [2].
Еще каких-то пять лет назад российские граждане, только осваивавшие банковские зарплатные карты, стояли в очередях к банкоматам, чтобы снять наличку и ею расплатиться за товары в соседних магазинах. Сегодня даже пенсионеров научили пользоваться платежными терминалами и очереди выстраиваются уже к ним – и то только в последние дни, отведенные для оплаты «коммуналки».
Как считает С.В. Ротко, «банковские карты, с одной стороны, позволяют аккумулировать денежные средства населения в безналичной форме на счетах в кредитных организациях, а с другой стороны, предоставлять физическим лицам краткосрочные кредиты. Иными словами, банковские карты представляют собой уникальный банковский продукт, который сочетает в себе сразу два основных направления деятельности кредитной организации, собственно и составляющие банковский бизнес, - привлечение денежных средств клиентов и размещение этих денежных средств от своего имени» [21, c. 28].
В настоящее время рост рынка банковских платежных карт в России быстро набирает обороты, поскольку российские банки хотят как можно активнее развивать бизнес в отношении инновационных форм обслуживании. Банками России уже накоплен достаточный опыт производства как иностранных карт по лицензии крупных финансовых компаний, так и своих валютных и рублевых карточек. Но все равно, масштабы и количество используемых платежных карточек в России значительно меньше, чем в странах Западной Европы, да и во всем мире.
С момента формирования национального карточного рынка активную работу по развитию собственного карточного бизнеса проводит крупнейший банк России - ОАО «Сбербанк России». Учитывая лидирующие позиции этого банка в обслуживании физических лиц, государственные гарантии надежности и настойчивое стремление руководства банка к внедрению новейших достижений техники, можно сказать, что именно этот финансовый институт постепенно станет основным центром развития карточного бизнеса в России. ОАО «Сбербанк России» в короткие сроки прошел основные этапы развития своих карточных программ, на осуществление которых первым компаниям-эмитентам в США потребовались десятилетия.
Развитие карточной индустрии обеспечивает прирост налоговых поступлений, повышение прозрачности финансовых операций. Ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в банковскую сферу и соответственно кредитных возможностей банков. Существенное снижение издержек, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, так же во многом способствуют активному развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости.
Рынок банковских карт имеет значительные перспективы для развития, в чем заинтересованы все участники безналичных расчетов, включая государство. Однако, существует ряд проблем как на макроуровне, так и на уровне предприятий банковского сектора. Все это делает актуальной тему исследования.
Непосредственно исследованиям безналичных расчетов с применением пластиковых карт посвящен ряд работ, в числе которых работы И.В. Додоновой, В.П. Завалеева, Н.В. Иванова, О.С. Рудаковой, В.М. Усоскина и др.
Актуальность и недостаточная разработанность проблем, связанных с применением банковских карт, определили выбор темы, цели и задачи исследования.
Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов роли банковских карт в системе безналичных расчетов России на примере ОАО «Сбербанк России».
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Дать понятие, определить сущность и рассмотреть классификацию банковских карт.
2. Рассмотреть технологию безналичных расчетов на основе банковских карт.
3. Выяснить роль банковских карт в системе безналичных расчетов.
4. Провести анализ использования банковских карт в системе безналичных расчетов на примере ОАО «Сбербанк России».
5. Разработать основные направления совершенствования работы с банковскими картами в ОАО «Сбербанк России».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ОАО «Сбербанк России».
Предметом являются безналичные расчеты, осуществляемые с помощью банковских карт в ОАО «Сбербанк России».
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых по проблемам эволюции денежных систем, интерпретации электронных денег и развития рынка платежных карт.
Информационной базой исследования послужили федеральные законы и нормативные документы Банка России, регулирующие эмиссию и порядок обращения банковских карт; статистические данные и отчетные материалы ОАО «Сбербанк России»; материалы периодической печати, научно–практических конференций и Интернет-ресурсов.
При проведении исследования применялись методы теоретического анализа, системного подхода, группировки, обобщения, сравнения, функциональной классификации, графических изображений и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые документы
1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 01.09.2014 г.), Части первая, вторая, третья и четвертая.
2. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.).
3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ) (ред. от 04.11.2014).
4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 04.11.2014).
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) (ред. от 21.07.2014).
6. Письмо ЦБ РФ от 7 декабря 2007 г. № 197-Т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании» // Вестник Банка России. - 2007. - № 68. - С. 56.
7. Положение № 266-П от 24.12.2004 г. «Об эмиссии банковских карт и об операциях совершаемых с использованием платежных карт» (в ред. 10.08.2012 г.).
8. Постановление Правления Сбербанка России от 25.12.2009 № 975-3-р «Порядок предоставления услуг по банковским картам посредством мобильной связи».
9. Постановлением Правления Сбербанка России от 25.12.2009 г. № 1403-3-р «Порядок предоставления в Сбербанке России физическим лицам услуги «Сбербанк ОнЛ@йн».
Специальная литература
10. Андреев А. Планирование работы с пластиковыми карточками в коммерческом банке // Финансовый бизнес. - 2010. - № 10.- С. 36-42.
11. Банковское дело: Учебное пособие. /Под ред. Белоглазовой Г.Н. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 592 с.
12. Белоглазова, Г.Н., Банковское дело: розничный бизнес: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011. - 416 с.
13. Булатова А. И. Рынок пластиковых карт в России: особенности и перспективы развития // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 56-59.
14. Буркова А.Ю. Дистанционное банковское обслуживание: преимущества и риски // Юридический справочник руководителя - 2011. - № 6. - С. 63.
15. Веретенников Д. Виртуальное самообслуживание // ЭКСПЕРТ. - 2012. - № 9. - С. 24.
16. Гамза В.А. Безопасность банковской деятельности.2-е изд., пере-раб. и доп: Учебник для ВУЗов / под ред. Гамза В.А. - Маркет ДС, 2009 - 408 с.
17. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2011. – 587 с.
18. Завалеев В.П. Системы безналичных расчетов на основе пластиковых карточек. Часть 1. Принципы проведения расчетов. - М.: «ЦИТ», 2009. – 179 с.
19. Иванов Н.В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке. - М.: ИГ «БДЦ-Пресс», 2010. – 241 с.
20. Ивлева Г. И. Анализ рынка банковских карт России. // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 309-311.
21. Комиссаров М. Пластиковые карты. Некоторые вопросы внедрения// Банки и технологии. – 2013. - № 2. - С. 28 – 30.
22. Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Н. Мамонова, Н.И. Валенева; под ред. засл. деят. науки, проф.О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2009. – 689 с.
23. Латышева, Н. В. Некоторые аспекты развития платежных технологий в России и странах дальнего зарубежья. // Финансы и кредит. - 2012. - № 12. - С. 14- 16.
24. Панова Г.С. Банковское обслуживание частных лиц. - М.: АО «ДИС», 2009. – 198 с.
25. Пластиковые карты. Обзор рынка в РФ // Эксперт. – 2012. - № 15. – С. 109-121.
26. Рудакова О.С., Рудакова И.В. Банковские электронные услуги. Практикум: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 201 с.
27. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки - М: ИПЦ «Вазарферро», 2009. – 347 с.
28. Теренин А. Современные технологии для банка // Банковские технологии - 2013. - № 7. - С. 23.
29. Токарева, А. Б. Платежные карты: реальное состояние и нереализованные возможности // Деньги и кредит. –2013. – № 10. - С.12 -15.
30. Троцкая Н. А. Развитие отечественного рынка банковских карт: проблемы и перспективы // Молодой ученый. - 2014. - № 11. - С. 472 – 475.
31. Титюнник А.В. Информационные технологии в банке. ИТ-менеджмент, операционное управление, управление проектами, практические решения / А.В. Титюнник, А.С. Шевелев. - М.: ИД «БДЦ-пресс», 2010. - 368 с.
32. Юнышева И. Ю. Некоторые аспекты развития банковских платежных карт в России // Молодой ученый. - 2014. - № 17. - С. 367-370.
Электронные средства информации
33. Электронный ресурс: Андреев В. Мобильный банкинг. Режим доступа: http:// www.rusarticles.ru
34. Электронный ресурс: Виды пластиковых карт. Режим доступа: http://www.cardprom.ru
35. Электронный ресурс: Кредиты и кредитные карты. Режим досту-па: http://www.credcard.ru информационный сайт о кредитных картах в России.
36. Электронный ресурс: www.cbr.ru.
37. Электронный ресурс: www.cberbank.ru.
38. Электронный ресурс: www.banki.ru.